Так, предлагается усилить ответственность и расширить практику привлечения должностных лиц к административной и уголовной ответственности за преднамеренное воспрепятствование предпринимательской деятельности; ограничить проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий до возбуждения уголовного дела, устранить приоритет уголовного разбирательства перед рассмотрением дела гражданским и арбитражным судами; решить проблему преюдиции. Для судей, принимавших решения на этапе следствия и суда (например, об избрании меры пресечения), авторы плана предлагают ввести ограничение на рассмотрение уголовного дела по существу. К подсудности судов присяжных предлагается отнести дела по ч. 4–7 ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и ее составам.
Вновь поднят вопрос о расширении прокурорских полномочий. Стратегия предполагает наделить их правом возбуждать уголовные дела по ст. 169 УК РФ, а также обязать правоохранительные органы получать согласие прокурора на возбуждение уголовных дел по «предпринимательским» статьям, на проведение гласных ОРМ и следственных действий, на обращение с ходатайством в суд об избрании меры пресечения. Кроме того, прокуроры, по мнению авторов плана, должны решать вопрос о назначении экспертизы на этапе дознания и следствия.
По ст. 159–159.6 УК РФ предлагается установить принцип «за квалифицированное мошенничество ответственность больше», снизив при этом ответственность по общему составу «Мошенничество». Авторы плана затронули и тему приравнивания одного года содержания под стражей в СИЗО к двум годам в колонии.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области Екатерина Толчина отметила, что все приведенные предложения по реформе уголовного законодательства являются необходимыми мерами в решении системных проблем российского уголовного закона и правоприменительной практики, которые ярко проявили себя в период экономических сложностей нашей страны. Эксперт отметила, что они являются результатом кропотливой работы по обобщениям нарушений прав предпринимателей со всей страны, которые подвергались незаконному уголовному преследованию.
«Основная проблема российского уголовного права в том, что уголовный закон и деятельность правоохранительных органов оторваны от экономической ситуации в стране. Например, после изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым ст. 198–199.2 УК РФ кардинально ухудшилась ситуация с уголовным преследованием в этой сфере: число возбуждаемых уголовных дел выросло на 62%, а число приговоров увеличилось всего на 16%, причем приговорами завершаются лишь 15% от всех дел. При этом абсолютное большинство (83%) предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. Об этом говорил Президент РФ в послании Федеральному Собранию РФ в 2015 г. С тех пор ситуация почти не изменилась», – пояснила Екатерина Толчина.
Она добавила, что в России по-прежнему уголовное преследование зачастую подменяет собой рассмотрение спора в гражданском суде. При этом «общественная опасность деяний» трактуется правоприменителями необоснованно широко, что позволяет в рамках уголовных дел рассматривать споры хозяйствующих субъектов. В результате уголовное преследование стало еще одним способом получения возмещения ущерба, компенсации убытков или устранения конкурентов.
Адвокат МГКА Якуб Беков высказался в поддержку изложенных в «Стратегии роста» предложений, прокомментировав некоторые из них. Говоря об ограничении проведения ОРМ, он заметил, что в данном вопросе многое зависит от того, каких именно мероприятий коснется такое предложение. «При проведении доследственной проверки и для получения положительного или отрицательного результата по ней сотрудникам оперативных служб нельзя обойтись без опроса, например, лиц, указанных в заявлении о совершенном преступлении. Однако стоит отметить, что сам факт проведения ОРМ в отношении любого лица уже оказывает устрашающее и деструктивное воздействие на такое лицо. Яркий пример – это визит в офисное помещение, который, как правило, приостанавливает работу организации и может сказаться на деловой репутации предприятия», – отметил он.
Эксперт добавил, что возвращение существовавшего в прошлом порядка, когда прокурор являлся неотъемлемой фигурой в уголовном процессе на его досудебной стадии, положительно скажется на отправлении правосудия. «Призыв к возвращению прокурора в качестве активного надзирателя за следствием, как кажется, преследует цель ослабить самостоятельную роль следователя, тем самым снизив возможности для следственного произвола», – пояснил Якуб Беков.
Адвокат горячо поддержал идею об изменении правил зачета срока нахождения в СИЗО в общий срок отбывания наказания из расчета год за два. «Состояние мест предварительного заключения в стране ужасающее: люди начинают получать наказание еще до того, как были осуждены и признаны виновными. Это предложение может быть связано и с тем, что предприниматели, помещенные под арест, являются, как правило, жертвами и заложниками существующих в СИЗО бытовых условий и сложившихся неформальных порядков. Защитить их от этого сложно. Изменить пенитенциарную систему в обозримом будущем невозможно. Такое предложение своего рода компенсация за причиняемый государством подследственному ущерб», – заключил он.
Автор: Глеб Кузнецов