Оспаривание нормативных правовых актов – право любого гражданина, предоставляемое ему действующим законодательством (гл. 21 КАС РФ). Выделение такого вида разбирательства в отдельную категорию обусловлено тем, что правовые акты нормативного характера принимаются органами власти (федеральной, региональной или местной) и являются обязательными для исполнения всеми лицами, проживающими на территории их применения.

Вынесение судом решения о признании оспариваемого акта не соответствующим законодательству полностью или частично избавляет от обязанности по соблюдению его положений всех лиц, а не только административного истца .

Как проходит судебное оспаривание нормативных правовых актов

Ранее АПК РФ включал в себя главу под названием «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов», которая регулировала порядок и правила оспаривания нормативных правовых актов в арбитражном суде. В настоящее время оспаривание нормативных правовых актов регулируется КАС РФ (за исключением актов в сфере регулирования интеллектуальных прав).

Порядок ведения производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлен гл. 21 КАС РФ. Согласно положениям ст. 208 КАС РФ, с иском о признании нормативного правового акта недействующим может обратиться любое лицо (гражданин или организация), права которого нарушает такой акт, а также  лицо (гражданин или организация), в отношении которого такой акт был применен.

Основанием для начала разбирательства является административное исковое заявление, поданное в суд общей юрисдикции или в Верховный суд Российской Федерации (за исключением случаев, когда возникает необходимость в проверке законности нормативного акта в Конституционном суде РФ).

Требования к исковому заявлению

Исковое заявление об оспаривании нормативного акта подается в письменной форме. В нем, согласно ч. 2 ст. 209 КАС РФ, должны быть указаны:

  • наименование суда, в который подается иск;
  • наименование административного истца, место нахождения и сведения о государственной регистрации (для организаций) или Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства и пребывания (для физических лиц), а также сведения о представителе истца (при его наличии);
  • сведения о правах и интересах истца, ущемленных оспариваемым нормативным правовым актом;
  • наименование госоргана или должностного лица, принявшего оспариваемый документ;
  • реквизиты нормативного правового акта: наименование, номер, дата принятия и опубликования, источник, в котором он был опубликован;
  • сведения о том, что истец является участником правоотношений, возникших на основании оспариваемого акта;
  • сведения о том, какие права и свободы истца были нарушены оспариваемым актом;
  • ссылки на отдельные положения иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, на соответствие которым необходимо проверить оспариваемый документ;
  • требование о признании недействительным действующего нормативного правового акта полностью или в части.

Результат производства по делам о признании нормативного акта недействительным

По итогам рассмотрения административного иска может быть вынесено одно из следующих решений суда:

  • об удовлетворении заявленных исковых требований полностью или частично в том случае, если оспариваемый акт (или его часть) не соответствует иному закону, подзаконному акту и пр., имеющему большую юридическую силу; причем недействующим он может быть признан как со дня вынесения судом соответствующего решения, так и с иной даты, установленной судом;
  • об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, если положения оспариваемого документа соответствуют нормам нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.

Почему при обращении в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействительным нужна помощь юриста

В соответствии с ч. 9 ст. 208 КАС РФ, граждане, не имеющие высшего юридического образования, должны участвовать в деле через представителя, у которого такое образование есть, при обращении в следующие суды:

  • верховный суд республики;
  • краевой областной суд;
  • суд города федерального значения;
  • суд автономной области (округа);
  • Верховный суд РФ.

Это значит, что без сопровождения юриста в перечисленные суды обратиться попросту не получится – это запрещает закон.

При обращении в суды общей юрисдикции нижестоящего уровня законодатель позволяет гражданам самостоятельно защищать свои права. Однако отсутствие специальных правовых знаний и практических навыков, позволяющих гражданину взаимодействовать с судом, вероятнее всего приведет к тому, что судья вынесет решение не в его пользу. Помощь адвоката позволит оспорить незаконный нормативный акт и восстановить справедливость.

Кроме того, преимуществами работы с адвокатом являются:

  • экономия времени – истцу не придется самостоятельно изучать действующее законодательство, готовить документы и участвовать в судебных слушаниях;
  • повышение эффективности обращения в суд –правильно составленное заявление, в котором четко указаны ссылки на нормы права, подтверждающие правоту истца, а также активное участие в судебном процессе, позволяют адвокату добиться нужного результата.

Чтобы воспользоваться помощью юриста, а также получить предварительную консультацию, свяжитесь с адвокатским бюро по телефону или электронной почте. Кроме того, вы можете лично посетить офис бюро в Москве и задать все интересующие вопросы лично.

Получить консультацию