Главные распорядители бюджетных средств смогут в судебном порядке требовать компенсации от должностных лиц, из-за которых бюджету были причинены потери
Эксперты «АГ» неоднозначно оценили предлагаемые изменения. По мнению одного, они будут способствовать наказанию непосредственно виновного в причинении вреда должностного лица. А другой указал, что поправки имеют целью давление на суд фактом необходимости расхода государственных средств при удовлетворении иска.
Правительство РФ внесет в Госдуму проект поправок в Бюджетный кодекс РФ, которыми предполагается повысить эффективность работы по представлению в судах интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по искам о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов всех уровней и исполнения судебных актов.
Статью 158 Бюджетного кодекса предлагается дополнить положениями, определяющими полномочия главного распорядителя бюджетных средств выступать в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по заявлениям, искам к публично-правовому образованию о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Также предлагается закрепить его полномочия представлять интересы государства в делах о взыскании денежных средств в порядке регресса с виновных лиц, чьи действия или бездействие повлекли возмещение вреда за счет казны.
Как пояснили авторы поправок, предлагаемые изменения позволят конкретизировать полномочия государственных органов при реализации публично-правовым образованием права регресса, установленного п. 3.1 ст. 1081 Гражданского кодекса.
Также предлагается внести изменения в ст. 242.1 и 242.2 Бюджетного кодекса, касающиеся порядка исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей или в исправительном учреждении. Исполнение таких судебных актов возлагается на Минфин России.
Предлагается установить обязанность главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств в обязательном порядке предоставлять в финансовые органы информацию о результатах рассмотрения всех судебных дел о взыскании денежных средств как за счет казны, так и за счет средств соответствующего бюджета, по которым главный распорядитель привлечен судом в качестве представителя ответчика либо ответчика, а также информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
«Принятие законопроекта позволит повысить эффективность работы по представлению в судах интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по искам о взыскании денежных средств за счет средств бюджетов всех уровней и исполнения судебных актов», – указывают авторы.
«Главные распорядители бюджетных средств на всех уровнях, то есть на федеральном, региональном и муниципальном, получат возможность выступать в суде, требовать от должностных лиц, из-за которых бюджету были причинены те или иные потери, их компенсировать. Это и есть регресс, или обратное требование. Надеюсь, что это будет дисциплинировать чиновников, а интересы казны будут защищены лучше», – отметил председатель Правительства Дмитрий Медведев, представляя проект поправок на заседании 8 февраля.
По мнению адвоката КА «Плиев и партнеры» Якуба Бекова, такого рода законодательную инициативу следует поддержать. «Конкретизация правовых норм, направленных на защиту интересов публично-правовых образований как первоначальных ответчиков по искам о возмещении вреда, причиненного органами власти, правоохранительными органами, должностными лицами и служащими, должна способствовать наказанию непосредственно виновного в причинении вреда гражданам и организациям лица», – считает эксперт.
Со своей стороны партнер юридической фирмы «ЮСТ», адвокат Александр Боломатов назвал предложенную властями идею неоднозначной. «Предлагается выработать порядок, при котором распорядитель бюджетных средств будет представлять в суде интересы государства по спорам о взыскании с государства ущерба. Следует заметить, что применительно к конкретному спору распорядитель не обладает какой-либо информацией о споре, не может что-либо прокомментировать, его участие в процессе совершенно бесполезно», – пояснил он.
Эксперт также заметил, что функцией распорядителя является лишь выплата средств и ничего более. «С таким же успехом следует привлекать к делу банк ответчика, так как именно банк будет проводить платеж при удовлетворении иска. Мне кажется, что это бессмысленно, а лишь имеет целью давление на суд фактом необходимости расхода государственных средств при удовлетворении иска. Полагаю, что данное изменение негативно скажется на рассмотрении данной категории дел», – заключил Александр Боломатов.
Корр. «АГ»
Настоящий материал содержит комментарий адвоката Якуба Бекова
Данная статья опубликована в “Новой адвокатской газете”